«ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ» - Русский язык и литература - Каталог файлов - Авар мац1алъул ва адабияталъул муг1алимзабазул сайт
Хамиз/Четверг, 25.08.2016, 05:36
Ассалам Г1алайкум Гость | RSS

САйт учителя аварского языка Аксират Ахмедовой

Сайталда руго:

Киналниги сайталда руго: 1
Гьобол: 1
Сайталъул г1ахьалчи: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык и литература

«ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ»
20.02.2010, 16:39

Русский язык. 5 класс

 

«ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ»

 

 

ЦЕЛИ: сформировать понятие об одушевленности и неодушевленности;

сформировать умение определять одушевленное имя существительное или неодушевленное;

развивать умение логически мыслить, убедительно строить свои рассуждения;

воспитывать интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина,

любовь к родному слову по произведениям поэта,

воспитание читательского вкуса.

МЕТОДЫ: беседа,

наблюдения над текстом, самостоятельная работа, игра, выразительное чтение.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: стенд «С любовью к А.С. Пушкину»

(портрет поэта, рисунки учащихся «Герои произведений А.С. Пушкина», иллюстрации к сказкам);

портрет няни поэта, сборник сказок А.С. Пушкина «Я там был, мед, пиво пил…)

 

Ход урока

1. Оргмомент

(нацелить учащихся на урок).

Учитель:

- Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок!

Желаю вам, ребята, на уроке:

Побольше увидеть!

Побольше услышать!

Побольше запомнить!

А потом все вспомнить!!!

- Итак, мы сегодня снова отправляемся в волшебный город, где живут наши с вами Части речи, - в город Частереченск. Но прежде, чем откроются волшебные ворота города, вы, ребята, должны пройти испытания.

 

Подготовительный этап.

 

Испытание № 1. Назовите автора этих строк и его произведение

(учитель читает наизусть отрывок, ученики по ходу чтения начинают читать его вместе с учителем).

-Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости…

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

 

Учитель:

\-Хорошо, первое испытание вы прошли успешно. Помог вам пройти в город Частереченск великий русский поэт А.С. Пушкин, чье имя звучит уже третье столетие.

В школе проходит Неделя русского языка и литературы «С любовью к Пушкину.» Вы готовились к встрече с поэтом: посмотрели научно-популярный фильм «Жизнь и творчество А.С. Пушкина», провели конкурс рисунков «Герои произведений А.С. Пушкина.» Вот ваши знания помогут пройти сейчас вам второе испытание.

Игра «Четвертый лишний»:

1. Узнай героев А.С. Пушкина:

Гвидон, Балда, Солнце, Незнайка.

Людмила, Елисей, Руслан, Светлана.

2.Узнай друзей поэта:

Пущин, Семенов, Дельвиг, Данзас.

3. Назовите города, связанные с жизнью А.С. Пушкина:

Москва, Пушкинские Горы, Владивосток, Санкт-Петербург.

4. Назовите пушкинские места на Псковщине:

Тригорское, Михайловское, Иваново, Петровское.

5. Найдите лишнее имя среди членов семьи поэта:

Александр, Анастасия, Мария, Григорий.

6. Чьи портреты А.С. Пушкина вам известны?

Тропинин, Ге, Кипренский, Малевич.

Учитель:

- 2-е испытание прошли успешно, молодцы!

3. Проверка домашнего задания.

1.3-е испытание: упражнение 474, стр. 184.

(Проверка домашнего задания)

Учитель: просмотр тетрадей с домашним заданием, работы над ошибками, каллиграфии, аккуратности).

2. Учитель:

Герои произведений А.С. Пушкина будут помогать вам, ребята, закреплять пройденное, узнавать новое. (На доске записан текст.)

На доске:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

(А.С. Пушкин)

 

Задания:

1. Назвать произведение поэта («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

2.Объяснить лексическое значение слова очи (глаза).

3. Определить, какой частью речи являются выделенные слова.

Учитель(опрос теоретического материала) :

- Какая часть речи занимает одно из главных мест нашей речи?

(имя существительное. Существительным является почти каждое второе слово в нашей речи).

- На какие вопросы может отвечать имя существительное?

- Что оно обозначает?

- Какие грамматические признаки имеет эта часть речи?

- Какими членами предложения может быть имя существительное?

- Приведите примеры имен существительных из произведений А.С. Пушкина.

4. Изучение нового материала.

Учитель:

- Продолжаем изучение темы «Имя существительное.»

Сегодня поговорим об именах существительных одушевленных и неодушевленных.

Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

/ /

одуш. неодуш.

/ /

кто? что?

Задание: Рассмотрите рисунки (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», перечислите живые существа, вещи, изображенные на рисунках.

- Какие из них отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

Вывод. Правило стр. 186!

Одушевленные имена сущ. отвечают на вопросы кто?

Неодушевленные имена сущ. отвечают на вопрос что?

5. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником: выполнить упражнение № 478 стр. 186 по заданию письменно. (Наглядность – портрет няни).

В имени царя Салтана и в сказках Пушкина нет ничего загадочного. Заглянем в его записи сказок со слов Арины Родионовны: «Царевич остановил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, обратился в муху и полетел вслед за ними». Конец сказки Пушкин записал так: «Царь Султан едет на остров, узнает свою жену и детей и возвращается с ними домой». (По М.В. Горбаневскому).

2. Работа с текстом по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» (текст раздается учащимся на листах:

Долго царь был неутешен,

Но как быть?

И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

А. Пушкин.

Задание к тексту:

Разделите все имена существительные из этого текста на две группы: одуш. и неодуш. ( задание выполняется самостоятельно: один ученик у доски, остальные – в тетрадях, затем коллективно проверка) .

Дополнительный вопрос: Что говорило зеркальце? (Ответ оценивается)

6. Возьмите на заметку!

И.п.

Схема: Сущ. мн.ч.: Р.п. : И.п.=В.п. – неодуш.: народы

В.п. : Р.п. = В.п. – одуш. : кукла

Учитель:

-Деление на одуш. и неодуш. у существительных не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое. Например, названия растений считаются неодушевленными сущ., а слова: кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь - относятся к одушевленным.

К неодуш. относятся также слова: народ, толпа, взвод, стая, группа, молодежь, крестьянство, детвора и др.

7. Закрепление.

Игровое упражнение.

Учитель произносит слова, а учащиеся должны хлопнуть в ладоши , если считают, что имя существительное одуш. :

Человек, трава, цветы, медведь, земля, вол, бегемот, волк, стол, собака, ромашка, дерево, нога, девочка, чашка, дитя, ведро, очи, кошка, ребенок, дама, дом, семья, карандаш, весло, снеговик, мадам, кукла, валет.

8. Возьмите на заметку!

В художественной литературе и фольклоре широко используется прием олицетворения – изображение неживых существ как живых. Например : «Уж небо осенью дышало», «Петушок…стал стречь его границу», «Молва трубит», «Что же зеркальце в ответ?».

9. Домашнее задание.

§ 90 стр. 186, записи в тетради «Возьмите на заметку!» , упр. 482 стр. 187

10. Итог урока, оценки за урок.

 

 

 

                                                                                                                                   Агъада гьоркьохеб школалъул авар

                                                                                                                 мац1алъул ва адабияталъул муг1алим                

                                                                                                                                        Мух1амад Дибирм1ух1амадов 

                                                                                                                                Скачано с сайта: http://agada.moy.su

Категория: Русский язык и литература | Добавил: weux
Просмотров: 14376 | Загрузок: 340 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Балагьизе

Ахмедова Аксират © 2016