Рузман/Пятница, 24.11.2017, 13:51
Ассалам Г1алайкум Гость | RSS

САйт учителя аварского языка Аксират Ахмедовой

Сайталда руго:

Киналниги сайталда руго: 1
Гьобол: 1
Сайталъул г1ахьалчи: 0
Block title

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Второе дыхание родным языкам

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат; 
Но скудно вносим мы в него хороший склад; 
Так чтоб незнанием его нам не бесславить, 
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

Каждый человек рождается, растёт и развивается в обществе, среде, которая подразумевает под собой тесное взаимодействие и общение. Общение происходит посредством языка. Неважно, на каком континенте и в какой стране родился человек, каждый из нас, родившись, слышит вокруг себя, мыслит и начинает говорить на одном — родном языке.
Для меня самый родной- наш диалектный куядинский аварский язык. Даже внутри селения Куяда каждый аул имеет разные диалектные отличия. Конечно же, все друг друга понимают, но характерная свойственность все же выделяется. Лично я, прожив немало лет в селении, могу определить по говору, с какого аула человек, даже если его не знаю. Если спросить, что для меня важнее, куядинский диалектный или литературный аварский, я не задумываясь отвечу «Куядинский!». Это, вне всякого сомнения. Это то, что аварцы называют «рахьдал мац1», то есть язык, который ты впитал вместе с молоком матери.
Моя любовь к языкам идет по нарастающей, от малого к большому:
1. Куядинский диалект аварского языка.
2. Литературный аварский язык.
3. Русский язык.

Могу растянуть статью(сочинение) на несколько десятков листов описывая как мелодичен и красив родной язык. Но об этом уже писали тысячу раз. Вряд ли я смогу рассказать то же самое, но своими словами, лучше чем Расул Гамзатов. А повторять слова за кем-то не вижу смысла. В этой статье я постараюсь, доступно объяснит проблему и пути ее решения.

К сожалению, судьба родного языка довольно печальна в наше время. Проходя по улице, можно услышать, как бесчеловечно искажает родную речь нынешняя молодежь. Весь диалог молодёжи идет вперемешку с русским языком. Слова, которые употребляло наше поколение, постоянно исчезают из лексикона. Так называемая «цивилизация» поглощает все малые народы Российской Федерации. Мы не против русского языка, мы «за» сохранение родных языков.
Уважаемая молодежь, обратите внимание на свое общение, и вы заметите, как в конце телефонной беседы, вместо прекрасных слов, которые употребляли мы: «къо-мех лъик1», «хабарал лъик1ал раг1айги», «сахлъи кьеги», «Аллагь гурх1аги нилъеда» и т.д. вы произносите «давайха». От русского слова –давай, присоединяя к нему смягчительную частицу аварского языка «-ха». Зачем? Тысячу раз зачем? Увы и ах, это не единственное русское слово, которые мы потихоньку внедряем в свой язык. При этом, имея в аварском языке аналог этому слову. Язык появляется вместе с нацией, исчезает язык- исчезает нация. Без вариантов. Тому мало ли примеров вы слышали на уроке истории? Каждый день в мире исчезает один язык, соответственно вместе с языком и какая-то нация, народность. Такой ли участи мы желаем своему народу? Сегодня уже не то время когда достаточно гордо ударит себя кулаком в грудь и сказать «Я аварец!», «Я Лакец!», «Я лезгин!» и т.д.
Сегодня, именно сегодня, тот самый день, когда надо понять, что мы теряем свой язык, культуру, традиции, обычаи, свой народ, свое лицо…
Часто встречаешь людей, которые не знают, кто такой Имам Шамиль. Не знают стихов Махмуда, Ирчи Казака, Эмина, Батырая, еще немного лет и наверное не все вспомнят великого Расула Гамзатова. Впрочем, даже сегодня многие не знакомы с его творчеством…
Очень много людей в наше время работают над сохранением родного языка и в частности над сохранением аварского языка.
Есть общественные организации, такие как ДРОО "Вацлъи" , интернет-телевидение на аварском Авар ТВ , Радио «Ват1ан» и "Эркенлъи" . Есть так- же газеты и журналы на аварском «Х1акъикъат», «Миллат», «Маг1арулай» и другие. В интернет пространстве есть сообщества любителей аварского языка, в частности в социальной сети facebook . Источников для обогащения лексикона на родном языке более чем достаточно.
Но вся проблема в том, что языку то надо учить с детства. А много ли детей слушают нынче радио? Смотрят «Авар ТВ»? Читают национальную газету?
Вот в этом и вся проблема. Единственным фактором, который влияет на языкознание нашего общества, остаются семья и школа. Чаще всего и в семьях с детьми говорят на русском с извечной отговоркой родителей: «русский им больше понадобится в жизни»…
Работая определенное количество лет в системе образования, я видел беззащитность учителя в вопросе «научить ребенка хоть чему либо».
Количество часов, выделенных на национальные языки, с помощью какой-то волшебной палочки власть имущих резко сократилось, преподношение материала на уроках других предметов обязательно на русском. Для ребенка, школьника, доступа к родному языку минимум. Единственное еще образование сломать никак не могут, пытаются, но учителя настолько привыкли работать, как полагается, что их ни указами «сверху», ни отвлечением от самых уроков всякого рода конкурсами никак не переделаешь. Пока не умрут, будут работать. Увы, с такой зарплатой как у них, умрут они скоро, И скорее всего с голоду. Количество конкурсов и мероприятий, которых учитель «обязан» сделать, принять участие, просто зашкаливает. Ему, бедолаге, на урок свой некогда готовиться, ведь пришел приказ большого Х1акима об обязательном участии в еще десятке конкурсов. И во всех надо принять участие, а то рейтинг школы упадет, а это печально. Печально для всего коллектива. Потом еще получится, что из- за тебя, учителя родного языка, страдает весь коллектив. И ты опять сидишь у компьютера, осваивая новые ИКТ, и строчишь ответ на очередное письмо от управления образования. Или готовишь учащихся на очередное мероприятие. И пока ты суетишься, подготовится к своему уроку, у тебя не остается не сил, не времени…
На твою зарплату, дорогой мой учитель, семью не прокормишь, тем более если семья большая. Сколько учителей с педагогическими дипломами, наотрез отказались идти в школу? Они на стройках работать предпочли, потому что там больше платят. О коррупции в вузах я вообще промолчу, об этом я уже писал ранее в другой статье.
Как то я приехал в Махачкалу, в ДГПУ на факультет иностранных языков, по просьбе дирекции школы. Нам в школе очень не хватало учителя английского языка. Я с помощью декана факультета, собрал в одну аудиторию студентов 4 и 5 курса и выступил перед ними. Красочно, а это я умею, описал наше село, школу, работу, коллектив с которым, если согласятся, они будут работать. Обещал дом рядом со школой, чтобы им не далеко было ходить на работу. Обеспечить всем необходимым. Но все зря. Все слушали, разинув рты, пока я говорил о перспективах, до момента, когда я сказал, что данная работа с ее перспективами в СЕЛЕ. Село оказалось ключевым словом. По выражению их лиц до меня дошло, что это слово для молодежи великое табу…
Заменить учителей в селах уже некому. Даже если и найдется кому, нынешние выпускники педагогических вузов, честно говоря, меня лично пугают. 
Да и винить их не могу, стимуляцию урезали, о коммунальных и вовсе уже не помнят, зарплаты понизили, и выживай, как хочешь… 
А работы все больше и больше. Видимо, осознавая это, они решили получить диплом для формальности, ведь с ним «замуж выйти легче», а не учиться и учить с серьезными намерениями.
Я надеюсь в этой статье мне удалось донести до моего дорогого читателя, что ситуация по сути хаосная.
А теперь поговорим о том, как же выйти из той ситуации.
Про финансовую сторону вопроса мы промолчим, денег нет, в стране кризис- это нам уяснили. Даже заставили выучить наизусть.
1. Родители. Ваша боязнь, что ваш ребенок будет плохо знать русский, абсолютно бессмысленна. Бояться надо, что он родного знать не будет. И говорит с ним дома только на родном языке. Мой сын заговорил на русском в 5 летнем возрасте. Это притом, что в школу он еще не ходил, а дошкольных заведений в селе нет. Он выучил русский, самостоятельно просматривая мультфильмы. Дома я всегда говорю с детьми на родном языке. В наше время, когда со всех сторон русский язык «течет» на ребенка как река, просто нереально не выучить ее. Потому пора уже понять это и заняться своими детьми, чтобы потом не удивляться, какими они вырастут не знающими свою культуру, литературу, обычаи и традиции своих предков. В первую очередь незнание родного языка вашим ребенком- это ваша вина. Даже животные и те заботятся о своем чаде. А мы в погоне за большим рублем часто забываем о воспитании собственных детей. Конечно, я понимаю, чтобы прокормить свою семью, родители вынуждены гнаться за большим рублем, но, пожалуйста, найдите время и на воспитание своего ребенка. Вы его родили и вы несете ответственность за то, кем он станет в будущем. Это я вам говорю как отец двоих детей, воспитывающий их в одиночку, без матери, а вас хотя бы двое.
2. Учителя. Вы вторые родители учащихся, потому все что сказано родителям, относится и к вам. И при всем этом с вас спроса больше. Вы последнее звено обороны. Если вы оставите детей, то все остальное просто бесполезно. Не помогут ни телепередачи на национальных языках, ни газеты, ни журналы, ни радио. Ваша задача- привить любовь к родному языку у детей любой ценой. Каждый урок сделать интересным. В наш компьютерный век, когда дети любят все что связано с ИКТ, использование на уроках элемента ИКТ очень кстати, такой урок будет куда интереснее детям, чем просто «сухое» донесение информации. Старайтесь на уроках, несмотря на то, что у вас всего 2 часа в неделю, несмотря на то, что этого времени хватает только на сам процесс урока(опрос, новая тема, закрепление, задание), дать понятие о нации, культуре. Расскажите им о традициях предков, о людях, которые оставили след в истории вашего народа. Надо, чтобы ваш урок был не только уроком родного языка или литературы. Он должен совмещать в себе и историю Дагестана, и КТНД, и Основы религий. Вы самый главный, хоть и непризнанный, педагог в школе. Вы -ось, вокруг которого все крутится. Несмотря на все трудности, о которых, поверь, я знаю лучше чем кто либо, не подведи!!! 
3. Власть. А вот тут я в серьез задумался… Что-то просить у нашей власти, как в стену головой стучаться. Потому я попрошу лишь самую малость. То что реально выполнимо в реалиях нашего времени и наверное даже актуально. Ну, хотя бы выдайте учителям национальную форму, чтоб они в нем ходили на урок. Это придаст национальный колорит уроку родной словесности. Мелочь, а приятно-то как будет детям, когда их учитель стоит перед ними в национальной одежде, один вид которого вызывает уважение к своему происхождению и гордость за свою республику. А то с зарплатой в 10-15 тысяч рублей, бедолага-учитель не может позволить себе приобрести ее самостоятельно за 50 тысяч. Это ж ему 5 месяцев не кушать, он-то на одном патриотизме проживет, а что с его детьми делать? Помрут ведь с голоду… 
Ну, я думаю, чем тратить миллионы на образование, которые в конечном итоге имеют нецелевое расходование и не доходят до конечной цели, выдавать форму стоимостью в 50 тысяч на каждого учителя родного языка по всему Дагестану, нашей республике обойдется куда дешевле. Среди моих нескольких высших образований, к сожалению, нет экономического, но даже без него я вычислил, что мой вариант самый экономный для республиканской казны.
Мы сможем! Мы справимся!

Кого-то исцеляет от болезней
Другой язык, но мне на нем не петь,
И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть.

Я за него всегда душой болею,
Пусть говорят, что беден мой язык,
Пусть не звучит с трибуны ассамблеи,
Но, мне родной, он для меня велик.

И чтоб понять Махмуда, мой наследник
Ужели прочитает перевод?
Ужели я писатель из последних,
Кто по-аварски пишет и поёт?
(Р.Гамзатов.)

Категория: Мои статьи | Добавил: weux (14.03.2016)
Просмотров: 693 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Балагьизе

Ахмедова Аксират © 2017